Шпалера что это такое простыми словами
Перейти к содержимому

Шпалера что это такое простыми словами

  • автор:

Татьяна Лехович: «Шпалера — мощная вещь, никакая живопись на подобное не способна»

Выставка «Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков» проходит в фонде IN ARTIBUS до 29 февраля. Куратор Татьяна Лехович, хранитель Эрмитажа, рассказала об особенностях этого вида искусства и лучших его примерах в частных и музейных коллекциях

Для начала — что такое шпалера? И чем она отличается от гобелена?

Строго говоря, шпалера — это достаточно широкий термин, и означает он стенной ковер без ворса. Есть и другие термины, которые описывают этот тип ковра (например, на Востоке это килимы). Гобелены — это шпалеры, которые вытканы на Мануфактуре Гобеленов в Париже, основанной во второй половине XVII века. Есть и другие термины, которые еще больше всех запутывают. Например, шпалеры называли «араццо» (это слово до сих пор осталось в итальянском языке) — по названию города, одного из крупных центров, который изготавливал и продавал шпалеры в Средние века.

Шпалера — это вид монументального искусства, то же самое, что фреска, только более удобная в обиходе — такая «мобильная фреска». Шпалеры можно было использовать для разных целей — за то их и ценили. Они всегда были страшно дорогие. Например, в XVI веке серия шпалер могла стоить как военный корабль. Представьте себе: Генрих VIII имел в коллекции примерно 2,5 тыс. шпалер. Это как военный флот, вооруженный пушками.

А почему так дорого? Из-за уникального материала или сложной работы?

Шпалеры — один из самых дорогих видов искусства. Те шпалеры по картонам Рафаэля, которые украшают Сикстинскую капеллу, стоили раза в три дороже, чем получил Микеланджело за роспись потолка. Сначала художник рисует эскиз, потом мастерская делает картон — эскиз шпалеры в размер, потом должны изготовить нити специального качества — шелк и шерсть (специальная, не пушистая, для этого выращиваются особые, длинношерстные овцы). Нити нужно окрасить с огромным количеством регуляций и ограничений. Чем больше оттенков, тем дороже шпалера. Более ранние средневековые шпалеры имеют до 200 оттенков, а к XVIII веку их становится до тысячи (технологии развивались и стремились приблизиться к эффекту масляной живописи).

Потом этап ткачества — очень долгий. В зависимости от плотности, от количества узлов на 1 кв. см, ткач мог выполнить 1 кв. м шпалеры за срок от полугода до года. Средний размер шпалер — от 4 до 6 м по стороне, это десятки квадратных метров площади. Например, гобелены, которые Петр I получил в подарок от Людовика XV во время визита на Мануфактуру Гобеленов в Париже (сейчас они хранятся в Эрмитаже), имеют размеры 5 на 7 м, 35 кв. м площади каждый. Три шпалеры были готовы на момент визита, четвертая была на станке — и ее закончили через шесть лет. На это действительно уходили годы, притом что работала целая команда.

Шпалера — это прочное и многофункциональное изделие. Ее можно было использовать в интерьере. Шпалерами можно было украсить улицы города по случаю празднества или проезда значимого лица, и это часто делали — натягивали на деревянные конструкции или вывешивали из окон и с балконов. Шпалеру можно было взять в военный поход, поместить в шатре и так создать богатый праздничный интерьер, например, в случае переговоров. За это их и ценили.

Регуляции — правила и нормы производства — строго контролировались гильдиями. С одной стороны, это тормозило развитие технологии, а с другой — поддерживало качество. Шпалеры рассчитаны на столетия и, если не происходит катастроф типа пожара, живут почти вечно.

Мы позабыли обо всем этом, потому что антикварный рынок XIX века очень сильно изменил приоритеты, интерес качнулся в сторону живописи. Хотя с ремесленной точки зрения написать картину гораздо проще.

Интерес к шпалерам растет. В последний год в музеях мира состоялось сразу несколько выставок, посвященных этому виду искусства. Популярен ли он и у частных коллекционеров тоже?

Шпалеры — не самый распространенный материал для коллекционирования в частных собраниях. Это очень крупные вещи, и, как правило, их сложно показывать. Это, скорее, специализация крупных музеев, где есть большие помещения. Тем не менее в России уже проснулся интерес к этому виду искусства, и многие частные коллекционеры покупают очень хорошие вещи — уже появились интересные коллекции в Петербурге и в Москве. Коллекция фонда IN ARTIBUS — тому пример.

Совсем недавно в Эрмитаже прошла выставка шпалер XIX–XX веков, то есть периода, когда золотой век шпалер остался позади.

В Главном штабе, экспозиции которого посвящены искусству XIX–XX веков, выделили пространство для показа «современных» (для этого вида искусства) шпалер, которые прежде никогда не экспонировались в комплексе. Эта выставка впервые показала шпалеры как комплекс после переломного, кризисного для этого вида искусства периода — первой половины XIX века, когда все остановились и задумались: что делать дальше? Ведь поменялся интерьер, поменялась мода, поменялся заказчик, изменились размеры помещений. В шпалерах XIX века очень много историзма, они стали меньше.

И дожили в конце концов до ковриков с лебедями и оленями, которыми мы украшали свои советские квартиры.

Именно так. Есть каталоги конца XIX века, и мы видим там именно эти коврики с оленями. Корни там.

Расскажите о выставке в Москве, куратором которой вы являетесь. Туда приехали, кроме шпалер из частного собрания Инны Баженовой, еще и экспонаты из Эрмитажа?

Да, из Эрмитажа привезли две шпалеры XVI века и две керамические тарелки с монограммами Генриха II и Екатерины Медичи, его супруги. Они происходят из коллекции Александра Базилевского, русского дипломата и коллекционера XIX века, жившего в Париже. Когда в 1880-х годах у него начались финансовые трудности, он продал Императорскому Эрмитажу свою огромную коллекцию средневекового искусства (заложив, таким образом, фундамент эрмитажной коллекции Средних веков и Ренессанса). Он считал, что эти тарелки — работа французского завода Бернара Палисси, знаменитого керамиста и естествоиспытателя (1510–1589). Базилевский ошибался: рынок подделок в XIX веке был очень хорош. Сейчас мы знаем французского производителя этих тарелок и не скрываем, что сделаны они в XIX, а не в XVI веке. А две эрмитажные шпалеры дополняют и поясняют то, что мы видим в коллекции фонда IN ARTIBUS.

А в коллекции фонда какие шпалеры самые ценные и интересные?

Например, шпалера XVII века из фламандского города Ауденарде на средневековый сюжет об истории любви пастуха и пастушки, Гомбо и Масе. В XVII веке она была чрезвычайно популярна, так что в одной из пьес Мольера даже упоминаются обои с сюжетами из истории Гомбо и Масе. Это связано с представлением о свободной любви, которая у аристократии XVII века ассоциировалась с крестьянской жизнью и следованием своим простым и понятным чувствам.

Но, пожалуй, самая яркая вещь в коллекции фонда IN ARTIBUS — это не шпалера, а вышитое панно в технике «полукрест», которая имитирует технологию шпалерного ткачества. Технологически это было быстрее и дешевле. В XVI веке их делали во Франции и Англии, но сохранилось таких панно единицы. Сейчас в мире такие буквально можно пересчитать по пальцам. Два есть в Метрополитен-музее, одно — в частной коллекции в Париже, и вот еще одно у Инны Баженовой. Это сложная аллегорическая сцена. Когда специалисты аукциона, где панно было куплено, ее описывали, они не смогли понять, что там изображено. Но мы разобрались, что там изображены Генрих II с Екатериной Медичи и ситуация заключения мира после итальянских войн, а заодно заключение договоров о браке дочери и сестры Генриха II.

Изображенные события произошли весной 1559 года. А в июне того же года состоялся турнир, на котором Генрих II был смертельно ранен: копье попало ему в глаз.

Это все так далеко от нас. Что современному человеку может быть ценно в шпалерах — кроме невероятного мастерства?

В них такая колоссальная затрата труда, энергии, творчества, что мы это ощущаем, даже если об этом не знаем. Когда мы, например, монтируем выставки с участием шпалер и вешаем их первыми (потому что они очень большие), они сразу «собирают» весь интерьер. Это мощная вещь, никакая живопись на это не способна.

Фонд IN ARTIBUS, Москва
Тканое великолепие. Шпалеры XVI–XVII веков
До 29 февраля

Значение слова «шпалера»

  • Шпале́ра (польск. szраlerа, нем. Spalier от итал. spalliera, из spalla «опора, плечо»):

Шпалера (садоводство) — решётка, служащая опорой для растений.

Шпалера (ковёр) — безворсовый тканый настенный ковёр с сюжетными и орнаментальными композициями.

  • ШПАЛЕ’РА, ы, ж. [нем. Spalier с ит.]. 1.только мн. То же, что обои 1 (устар.). 2. Ряд, шеренга войск по сторонам пути следования кого-чего-н. Войска стояли шпалерами по сторонам улицы. || Ряд деревьев, кустов по сторонам дороги, дорожки (спец.). 3. Специальный щит или решетка, по к-рым вьется растение или к к-рым привязываются ветви деревьев для придания им определенной формы (спец.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

шпале́ра

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: внутренне перемещённый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное
Положительное
Отрицательное

Синонимы к слову «шпалера&raquo

Предложения со словом «шпалера&raquo

  • На улице, прилегающей к пристани, в два ряда стояли шпалерами нищие, человек около двухсот.

Цитаты из русской классики со словом «шпалера»

  • Путь Елизаветы Петровны из дворца в Зимний был целым рядом триумфов. Какая разница была между этим торжественным шествием и ночной поездкой! Конная гвардия и пешие гвардейские полки окружали сани новой императрицы. Вдоль улицы стояли шпалерами войска. Несметные толпы народа приветствовали ее единодушными криками «ура!».

Сочетаемость слова «шпалера&raquo

  • старинные шпалеры
    деревянные шпалеры
    на вертикальной шпалере
  • шпалеры войск
  • стоять шпалерами
  • (полная таблица сочетаемости)

Понятия со словом «шпалера»

Шпале́ра (от итал. spalliera, из spalla «опора, плечо») в садоводстве и виноградарстве — конструкция, часто решетчатая, поддерживающая растения. В отличие от трельяжа для вьющихся растений, самостоятельно цепляющихся за опоры, на шпалере побеги растений, обрезающихся определённым образом, закрепляются в установленном порядке.

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Склонение существительного «шпалера» (изменение по числам и падежам)
  • Разбор по составу слова «шпалера» (морфемный разбор)
  • Цитаты со словом «шпалера» (подборка цитат)
  • Перевод слова «шпалера» и примеры предложений (английский язык)
  • Definition of «trellis&raquo at WordTools.ai (английский язык)

Смотрите также

Предложения со словом «шпалера&raquo
  • На улице, прилегающей к пристани, в два ряда стояли шпалерами нищие, человек около двухсот.
  • Заводоуправление выстроилось шпалерами по директорскому коридору.
  • Когда огурцы по вертикальной шпалере дорастут до горизонтальной перекладины, стебель надо через неё перекинуть и направить вниз.
  • (все предложения)
Синонимы к слову «шпалера&raquo
Сочетаемость слова «шпалера&raquo
  • старинные шпалеры
  • шпалеры войск
  • стоять шпалерами
  • (полная таблица сочетаемости. )
Морфология
  • Склонение существительного «шпалера»
  • Разбор по составу слова «шпалера»

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Значение слова «шпалеры»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: неподвластность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Зарождение
шпалерного качества

Слово «шпалера» происходит от итальянского слова «spalliera». В эпоху Возрождения оно означало «спинка кровати», «спинка скамьи», «настенное украшение за мебелью». Этимология слова «шпалера» от настенного украшения до стенного ковра без ворса отражает сложную историю этого монументального и благородного вида прикладного искусства.

В старых русских — и не только — текстах встречается термин «араццо» — «arazzo» — измененное на итальянский лад название французского города Арраса (Arras) на севере Франции, который был крупным центром производства и торговли стенными коврами в Средневековье. Во многих европейских языках термины, обозначающие шпалеры, то есть безворсовые стенные ковры, являются синонимами понятия «стенные обои» или «стенные панели». Балансируя между утилитарной функцией — материала для декора стен — и своей высокой ценностью произведения искусства особой репрезентативности, шпалерная техника ткачества сопровождает человечество как минимум со времени самых ранних цивилизаций.

фрагмент коптской ткани из коллекции ГМИИ

Фото

Шпалера — стенной ковер, вытканный из шерсти с добавлением шелка, а также в зависимости от региона и периода — льна, хлопка и серебряных и позолоченных нитей, украшенный узорами и сюжетными изображениями, эволюционировал от толстой шерстяной ткани, которая служила для разграничения внутренних помещений и утепления стен. Они были известны уже в ранней античности, описание техники ткачества на станке неоднократно встречается у Гомера:

Жило в пространном дворце пятьдесят рукодельных невольниц:
Рожь золотую мололи одни жерновами ручными, Нити сучили другие и ткали, сидя за станками Рядом, подобные листьям трепещущим тополя; ткани ж Были так плотны, что в них не впивалось и тонкое масло. Сколь феакийские мужи отличны в правлении были Быстрых своих кораблей на морях, столь отличны их жены Были в тканье: их богиня Афина сама научила.

Гомер. Одиссея. Песнь VII, 100-110

Технику шпалерного ткачества знали и активно использовали в Древнем Египте, Древних Греции и Риме. Широко известны коптские ткани, вытканные в шпалерной технике из очень тонких шерстяных и шелковых нитей. Самые ранние образцы шпалерного ткачества хранятся в Государственном Эрмитаже, например фрагмент шерстяной ткани IX–VIII веков до н.э. из раскопок в Туве или попона из Пазырыка на Алтае, сшитая из пурпурной ткани, вытканной в шпалерной технике в V веке до н.э. Через Римскую империю и затем Византию античное шпалерное ткачество пришло в европейскую средневековую культуру. Отдельным центром распространения шпалерного ткачества стали северные европейские страны, в которых было развито производство шерсти. Сегодня известны примеры средневековых стенных ковров, вытканных в Германии и Скандинавии в XII–XIII веках. На Востоке шпалерное ткачество широко известно и используется до сих пор для изготовления напольных ковров, однако здесь эту технику называют «килимное ткачество».

техника
шпалерного качества

Шпалеры ткут на ручных станках, которые по своему типу делятся на горизонтальные и вертикальные. На горизонтальных станках, которые в большей степени были распространены во Фландрии, шпалера обращена к ткачу изнаночной стороной, в результате чего готовый ковер получался в зеркальном отражении к картону. Художнику нужно было учитывать эту особенность еще на этапе эскиза.

фрагмент коптской ткани из коллекции ГМИИ

Фото

Фото

Фото

Вертикальный станок позволял ткать шпалеру с лицевой стороны, что давало более широкие возможности в нюансировке, но значительно замедляло работу. Такие станки охотно использовали на мануфактуре Гобеленов в Париже и Императорской шпалерной мануфактуре в Петербурге.

фрагмент коптской ткани из коллекции ГМИИ

Фото

Фото

Фото

Производство шпалер — это коллективное ремесло, в котором было занято множество специалистов, и каждый на определенном этапе выполнял свою функцию.

Фото

Работа над шпалерой всегда начиналась с эскиза художника. Хороший художник — гарантия красивого и технологически правильного рисунка. Эскиз после согласования и утверждения заказчиком переводили в модель — картину, а с нее изготавливали картон — эскиз будущего ковра в натуральную величину. В разные времена для картона использовали различные техники. В Средние века картон рисовали чернилами на льняной ткани, затем к ним добавились водяные и масляные краски, примерно с XVI века картоны делали на больших листах бумаги, которые для прочности клеили на холст. Картон применялся на станке для исполнения с него ковра, его располагали под нитями основы, и ткач в своей работе следовал контурам и цветовым градациям. Часто на картоне номерами помечали области того или иного цвета.

Фото

После того, как были подготовлены и спрядены нити, наступала очередь красильщиков, которые окрашивали нити в заданные оттенки. Увеличение количества цветов, так же как и использование золоченых и серебряных нитей, значительно удорожало будущий ковер. За соблюдением технологии крашения строго следили гильдии шерстянщиков.

Фото

Самый длительный период работы был у ткачей. Обычно над одним ковром трудились несколько мастеров. Скорость работы зависела от плотности основы и, соответственно, от количества узлов на 1 кв. см. В среднем один ткач мог выткать примерно от 0,5 до 1 кв. м ковра за год. В зависимости от сложности рисунка и количества цветов работа над одной крупной шпалерой могла продолжаться на протяжении нескольких лет.

У ткачей была своя специализация. Самыми высокооплачиваемыми были мастера, ткавшие лица, руки и фигуры. Были мастера, которые делали только пейзажи или орнаментальные бордюры. Ремесло, как правило, предавалось по наследству, обучение начиналось уже в детстве. В шпалерных центрах складывались целые династии ткачей, что способствовало оттачиванию мастерства.

Золотой век шпалерного ткачества
ЮЖНЫЕ НИДЕРЛАНДЫ В XVI ВЕКЕ

На натянутой основе из шерсти или льна по расположенному снизу картону изображения ткали шерстяной или шелковой пряжей и металлическими нитями. Для шпалерного ткачества использовали нить из шерсти специальной породы длинношерстных овец: такие нити не имеют ворсистости и позволяют создавать гладкую поверхность. По основе ткач мог выполнить проходы маленькими челноками, на которых были намотаны нити разных цветов, варьируя способы переплетения утка и основы, направления узлов, стыковки участков различных цветов. Количество узлов, а, следовательно, и тонкость рисунка, зависела от плотности основы, которая колебалась в Европе от 4 до 12 нитей основы на 1 см.

Фото

Во Фландрии очень строго регламентировалось качество материалов, шерстяных и шелковых нитей, красителей, что обусловило прекрасное состояние шпалер, сохранившихся до наших дней. Наряду с Брюсселем на протяжении XVI века крупными фламандскими шпалерными центрами стали города Антверпен, Брюгге, Ауденарде, Ангиен. С первой половины XVI столетия во Фландрии работал целый ряд крупных мастеров, владельцев мастерских, таких как семья Гёбель, Питер ван Алст, Паннемакер, ван ден Хекке и другие.

В начале XVI века в Европе сформировался обширный рынок шпалер, и мастерским потребовалась защита их авторских прав. В Брюсселе в 1528 году специальным указом было введено правило маркировать шпалеры маркой города — «BB» (Брюссель — Брабант). С 1544-го требование ткать марку распространилось на все Нидерланды.

Фото

В 1515 году Рафаэль и его ученики по заказу папы римского Льва X написали серию картонов для шпалер «Деяния апостолов». Восемь шпалер предназначалось для украшения Сикстинской капеллы, они были исполнены в Брюсселе в мастерской Питера ван Алста под наблюдением Бернара ван Орлея. Картоны Рафаэля очень отличались от фламандских шпалер того времени. Объемно трактованные фигуры уже не заполняли всю поверхность ковра, а располагались на фоне пейзажей с хорошо переданным пространством. Только широкие бордюры придавали им сходство со стенным ковром. Эти шпалеры оказали огромное влияние на все шпалерное ткачество XVI века.

Фото

Переход от готики к Возрождению в шпалерном ткачестве происходил постепенно. Фламандские художники приезжали учиться в Италию, а затем возвращались на родину с новыми умениями. Одним из лучших мастеров эпохи Ренессанса в шпалерном ткачестве был Бернар ван Орлей (между 1487 и 1491–1541). Талант, интерес к монументальным композициям, знакомство с работами итальянских художников и особенно с творчеством Рафаэля помогли ему найти новые пути для развития фламандских шпалер, не отказываясь от бытовавших традиций. Шпалеры середины и второй половины XVI века постепенно сближались с живописью, хотя средневековые каноны все еще сохранялись до конца столетия, что придавало стенным коврам декоративность, отличающую их от фресок.

Фото Фото

Один из крупнейших заказов на фламандские шпалеры в XVI веке был сделан для польского короля Сигизмунда II Августа. Несколько серий шпалер на ветхозаветные сюжеты были заказаны для Вавельского замка, они использовались во время бракосочетания короля в 1553 году. Авторство картонов серии приписывается Михилю Кокси, фламандскому художнику, работавшему при дворах Маргариты Пармской и Филиппа II. Знакомство Кокси во время его пребывания в Италии в 1529–1539 годах с итальянским искусством эпохи Возрождения и в особенности с работами Микеланджело, Рафаэля и Себастьяно дель Пьомбо повлияло на характер композиции и трактовку изображенных персонажей.

Фото

Мастерские Фландрии в XVII веке

После гражданской войны 1560–1570-х годов и массовой эмиграции ведущих шпалерных мастеров Нидерланды не утратили и даже сумели восстановить в начале XVII века прежние объемы своего шпалерного производства, таким образом сохранив славу фламандских шпалер. В стенных коврах конца XVI — XVII века прослеживается влияние стиля барокко, что сказывалось не только на их композиции, но и характере бордюров.

Фото

Огромное влияние на фламандское и вообще европейское шпалерное ткачество оказал Петер Пауль Рубенс, который вместе со своей мастерской выполнял картоны для шпалер. Помимо Рубенса, картоны для шпалер создавал Якоб Йорданс, а также художники их круга. Нередко с одного и того же картона в разное время изготавливали ковры разные мастерские, так как картоны перепродавались на протяжении нескольких десятилетий. Рубенс создал свой узнаваемый стиль в шпалерном ткачестве, для которого характерны крупные фигуры, занимающие почти всю поверхность ковра, как будто едва умещающиеся в тесных рамках бордюров, экспрессия и движение, живописность красок. В эпоху барокко бордюры стали широкими, с крупными изображениями плодов и аллегорических мотивов, сочетающихся с основным сюжетом.

Фото

Самые крупные брюссельские мастерские XVII века принадлежали старинным семьям Лейнерс, ван ден Хекке, Рэс. В этот же период прекрасные мастерские, соперничавшие с брюссельскими, работали в Антверпене, Ауденарде, Брюгге. Они также стремились заказывать картоны лучшим художникам своего времени.

Фото

Сюжеты шпалер XVII века в целом соответствовали вкусам и художественным принципам эпохи барокко: это мифологические и религиозные сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, истории знаменитых полководцев, грандиозные батальные сцены и триумфальные шествия победителей. Одновременно с коврами на возвышенные сюжеты мастерские Фландрии выпускали пейзажные шпалеры-вердюры для украшения частных интерьеров. Свое название вердюры получили от французского слова «verdure» — «зелень», «листва». Основное их содержание — зеленые пейзажи с фигурами животных и птиц на переднем плане, архитектурных построек в глубине, иногда в композицию вводились небольшие фигурки пастухов и охотников или сцены из истории или мифологии, что вместе создавало так называемый «сад удовольствий» (Jardin du plaisire).

В конце XVII века в шпалерное ткачество пришли сюжеты из повседневной жизни простых людей, которые ранее невозможно было представить в столь возвышенном виде художественного ремесла. Композиции небольших картин Давида Тенирса Младшего переводились в картоны для полноразмерных шпалер, которые получили большое признание на европейском рынке в конце XVII — начале XVIII века.

Фото

В XVII столетии утвердилась тенденция к международному обмену в области производства шпалер. Картоны фламандца Рубенса использовались парижскими мастерскими, фламандцы, в свою очередь, ткали шпалеры по картонам француза Шарля Лебрена, первого живописца короля Людовика XIV и директора мануфактуры Гобеленов. В течение XVII века фламандских ткачей приглашали в другие страны для организации шпалерных производств, поскольку они были носителями лучших традиций ремесла. В первой половине XVII века Фландрия оставалась лидером в производстве стенных ковров, однако вместе с тем в это время стали появляться и другие шпалерные центры, способные составить ей достойную конкуренцию.

Фото

Королевская мануфактура
Гобеленов

В начале XVII века французский король Генрих IV пригласил из Нидерландов ткачей для организации шпалерных мастерских в Париже. Картоны для этих мастерских заказывали лучшим французским художникам. Самая крупная мастерская была организована фламандцами Шарлем Комансом и Рафаэлем де ла Планше в предместье Парижа Сен-Жермен. Для этой мануфактуры по заказу Людовика XIII Рубенс исполнил эскизы картонов серии «История императора Константина», состоящей из 12 шпалер.

Фото

Фото

В 1662 году в поместье красильщиков шерсти и банкиров Гобеленов была запущена Королевская шпалерная мануфактура, которая сразу начала выпуск стенных ковров наивысшего качества. Успех не был случайностью, поскольку во Франции к этому времени был накоплен значительный опыт и имелись прекрасные специалисты — как ткачи, так и художники. Директором мануфактуры был назначен Шарль Лебрен, первый живописец короля. Поддержка государства способствовала процветанию мануфактуры Гобеленов и немедленному успеху ее продукции. В итоге французские ткачи выиграли конкуренцию у фламандцев, и с этого времени самые лучшие европейские шпалеры ткались во Франции. Первые картоны для мануфактуры делали французские художники, но наравне с этим Гобелены выпускали серии ковров, своего рода вольные копии с фламандских шпалер XVI века. Гобелены часто имеют марку мануфактуры — имя руководителя мастерской и год исполнения.

Фото

Фото

Фото

Надо отметить, что в литературе существует терминологическая путаница в отношении употребления слов «шпалеры» и «гобелены». Важно помнить, что термин «гобелен» подразумевает только шпалеру, вытканную на мануфактуре Гобеленов в Париже.

Фото

На протяжении всего XVIII века Гобелены выпускали большие серии шпалер: «Стихии», «Музы», «Ватиканские залы», «Новые» и «Старые Индии». В середине столетия выпускались гобелены по картонам Франсуа Буше, оказавшим огромное влияние на европейскую текстильную промышленность. Во второй половине XVIII века в гобеленовом производстве укрепилась тенденция к максимальной имитации масляной живописи. Достижения ткачей и красильщиков привели к тому, что в одной шпалере могли присутствовать сотни оттенков. Это давало почти безграничные возможности для имитации живописной поверхности. Даже бордюры шпалер стали выполнять в виде массивных лепных золоченых рам. Такие шпалеры натягивали на подрамники и вставляли в стенные панели.

Русский

Корень: -шпалер-; окончание: [Тихонов, 1996] .

Произношение

  • МФА: [ ʂpɐˈlʲerə ]

Семантические свойства

Значение
  1. безворсовый настенный ковёр или обивочная ткань ручной работы, обычно с сюжетными или пейзажными изображениями ◆ Несколько выцветшие нидерландские шпалеры ласкают глаз утончённостью рисунка. Геннадий Алексеев, «Зелёные берега», 1984 г. [НКРЯ]
  2. устар. , обычно мн. ч. то же, что обои ◆ Низенькая комнатка в два окна, оклеенная шпалерами , освещалась лампой, повешенной на стену. В. В. Крестовский, «Петербургские трущобы», ч. 5, 1867 г. [НКРЯ]
  3. сад. система специальных решёток или натянутая на колья проволока, по которой вьётся растение или к которой привязываются ветви деревьев для придания им определённой формы ◆ Дома крайне похожи друг на друга, а высокие шпалеры , увитые розами и другими вьющимися растениями, скрывали их стены. «Как получить миллиард… удовольствий», 2003 г. // «Ландшафтный дизайн» [НКРЯ] ◆ Грядовые межи были уставлены шпалерами , увитыми невиданными сортами лимонника, мальв, хмеля, гороха, омелы. А. В. Иличевский, «Матисс», 2007 г. // «Новый Мир» [НКРЯ]
  4. сад. один из рядов подстриженных деревьев, кустов по сторонам дороги, дорожки ◆ Причём особенно привлекательны в этом смысле шпалеры из плодовых растений (яблони, вишни, сливы), которые весной обильно покрываются нежными цветками, а осенью с них собирают урожай. Елена Немова, «Садовые декорации», 15.01.2003 // «Сад своими руками» [НКРЯ]
  5. ряд, шеренга людей (в т. ч. войск) по сторонам пути следования кого-либо, чего-либо ◆ У лорда Генри, конечно, был особняк с цветником из орхидей и шпалеры напудренных лакеев, но это неважно. Г. В. Иванов, «Петербургские зимы», 1928 г. [НКРЯ] ◆ Школьников выстроили шпалерами во внутреннем дворе, и я выступал перед ними, как Ленин, только без броневика. Анатолий Шиманский, «Австралия глазами русского, или Почему верблюды там не плюются», 2002 г. // «Звезда» [НКРЯ] ◆ Людей гнали сквозь шпалеры вооружённой охраны, выстроенной по всему пути, в широко распахнутую пасть огромного тюремного люка. Георгий Жженов, «Прожитое», 2002 г. [НКРЯ]
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от итал. spalliera , из spalla «плечо; лопатка»; восходит к лат. scapula «лопатка». В ряде славянских языков слово заимств. через. нем. Sраliеr . Русск. шпалера — начиная с Куракина (1705 г.); заимств. через польск. szраlеrа (szраlеr) , либо через нем., либо прямо из итал. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Шпалера металлическая «Лиан» для огурцов, кустарников, роз, садовых ягод, гороха. Коричневый. GardenChef.

Шпалера металлическая

Фотографии Шпалера металлическая «Лиан» для огурцов, кустарников, роз, садовых ягод, гороха. Коричневый. GardenChef.

Шпалера металлическая

Описание Шпалера металлическая «Лиан» для огурцов, кустарников, роз, садовых ягод, гороха. Коричневый. GardenChef.

Шпалера садовая «Лиан» универсальное решение для садовников и любителей огорода. Чаще всего это изделие используются как шпалерная сетка для огурцов и гороха. Она металлическая, прочная, многоразовая! данная опора уникальна и универсальна. Шпалера – это опора для цветов и растений, прекрасный кустодержатель и отличная подпорка для разных задач, связанных с Вашим садом, огородом или просто дачей. Наш держатель для вьющихся растений представляет собой металлическую конструкцию, которая легко устанавливается на землю и поддерживает растения в нужном положении. Держатель садовый может использоваться для различных растений: огурцов, малины, гороха, винограда. Опора для цветов в саду прекрасно подойдет для плетистых роз и клематиса. Для вьющихся созданий данный металлический кустодержатель станет лучшим другом. Розы и кусты, огурцы и цветы точно останутся довольными! Шпалера это не только декоративная решётка, но и огуречник для подвязывания, опора для кустарников, подвязка и подставка, садовое украшение. Также это ограждение и цветочница, подпорка для укрывного материала, решетка в теплицу, пергола. Простыми словами, кустодержатель и опора для сада и дачи непременно пригодится Вам. Металлическая опора покрашенная порошковой краской, все отверстия закрыты пластиковыми заглушками, что придаст долговесность изделию. Также садовая шпалера может сталь хорошим подарков для садоводов, бабушки, мамы на любой праздник.

  • Характеристики
  • Склад

Характеристики Шпалера металлическая «Лиан» для огурцов, кустарников, роз, садовых ягод, гороха. Коричневый. GardenChef.

Все, что нужно знать о шпалерах

Вертикальное озеленение в саду - интересный и красивый прием в дизайне. Фото.

Шпалера в переводе с польского — подпорка, опора, плечо. И это довольно точно характеризует данное приспособление. В общем понимании шпалера — это решетка для опоры вьющихся растений. Состоять эта решетка может из самых различных материалов. Шпалера может иметь самые разные конфигурации. По сути проволока, натянутая между двумя опорами тоже может выступать в качестве шпалеры. Главное требование — способность удержать раскидистые и хрупкие ветви плетущихся растений. Кроме функциональности шпалера часто выполняет декоративную функцию. Легкая решеточка способна разделить пространство, при этом не забирая свет. Вид густой листвы и милых цветочков, причудливым образом заплетающихся по декоративным рейкам мало кого оставляет равнодушным. Зачастую шпалеры, усыпанные пышноцветущими бутонами представляют собой довольно грандиозное зрелище. Что такое шпалера, какими они бывают и как применяются в садоводстве и декорировании помещений разберемся ниже.

Использование шпалер в садоводстве и декоре

Шпалера – это раздвижная и легкая конструкция, которая по форме выглядит как решетка, служит опорой для различных вьющихся растений. Конструкцию изготавливают из различных материалов: дерево, металл и пластик. Сейчас на рынке представлено множество разных моделей, если не хочется покупать, то шпалеру даже можно сделать самостоятельно, приспособив для этого старый забор.

опора для огурцов.jpg

На заметку: шпарелы как декоративный забор для грядок и клумб

Шпалеры для сада могут быть использованы в качестве забора для грядок и клумб, что является одним из креативных решений. Они позволяют ограничить пространство, где растут растения, и защитить их от домаших животных или прохожих. При этом шпалеры не занимают много места и не загромождают участок, что особенно важно для небольших садов. Шпалеры для сада могут быть установлены как непосредственно вдоль границы участка или вокруг отдельных грядок и клумб. Шпалеры для сада, используемые в качестве забора для грядок и клумб,могут иметь различную высоту и ширину. Высота шпалеры должна быть достаточной для того, чтобы защитить растения от внешних воздействий. Ширина же зависит от того, какую длину участка вы хотите ограничить. Важно также учесть, что шпалеры не должны загораживать солнечный свет и свободный доступ к растениям. В целом, использование шпалер для сада в качестве забора для грядок и клумб является эффективным и практичным решением для организации пространства на участке. Оно позволяет создать уютную и функциональную зону для выращивания растений, при этом не загромождая участок и сохраняя его эстетическую привлекательность.

клумба со шпалерой

Преимущества использования опоры для растений

  • Использование шпалеры помогает растениям расти в нужном направлении, а значит и солнечные лучи попадают более равномерно.
  • Вместе с этим листья лучше продуваются, а значит, растения будут меньше подвергаться воздействию грибков и микробов.
  • Большая поверхность создает лучшие условия для фотосинтеза и опыления, поэтому растения лучше плодоносят.
  • Можно расположить больше растений на маленькой площади.
  • Когда растений растут ровно в ряд, то поливать их намного удобнее, также можно организовать автоматический полив.

решетка из дерева.jpg

Применение в садоводстве

Шпалера – функциональный элемент садового или огородного декора. Конструкцию часто применяют при выращивании роз, винограда, огурцов (для них чаще используется сезонная шпалера, сделанная из пластиковой проволоки), а также как опоры для кустарников, например, малины и смородины. Интересный способ использования шпалер в создании клумб. Сейчас все более популярным становится использование шпалер в комнатном растениеводстве.

Также очень популярно выращивание шпалерных деревьев, т.е. формирование живой шпалерной изгороди из деревьев. Саженец подвязывают определенным образом, чтобы ветви росли в одной плоскости. Таким образом даже на маленьком участке можно вырастить целый сад с плодоносящими деревьями.

Садово-огородная шпалера должна быть более крепкая и устойчивая, иначе будет невозможно использовать конструкцию при выращивании культур с большим весом.

Высоту конструкции нужно продумать заранее, во время монтажа шпалеру нужно устанавливать немного выше, и здесь важно ориентироваться на ожидаемую высоту растения. Конструкция должна быть несколько выше самого растения. Нужно помнить, что ухаживать за растениями выше человеческого роста не всегда удобно.

Главное нужно помнить, что за растениями при вертикальном озеленении необходимо постоянно ухаживать: вовремя подрезать и заплетать, в таком случае, культуры будут иметь нужную форму и направление. Также необходимо укрывать растения от холодов, поскольку распластанное по конструкции растение более уязвимо к морозам.

опора для вьющихся растений.jpg

Применение в декоре

При декорировании сада, опоры можно крепить к стенам, беседкам, перголам. Шпалеру можно использовать как отдельную часть беседки, например, крышу или стену. С помощью шпалер можно огородить зону отдыха, разделить сад или скрыть неприглядные места на вашем участке.

Используя конструкции, состоящие из нескольких плоскостей, можно сделать уютную беседку. Как будет чудесно сидеть беседке, которая увита цветами, затенена, и при этом продувается распрекрасным летним ветерком.

Очень красиво смотрятся узорные рамки и арки, чаще всего их изготавливают из металла или дерева, но все больше становятся популярны натуральные материалы, такие как лоза.

При декорировании пустых стен дома более уместно использовать высокие шпалеры. Во время установки опоры нужно помнить, что между конструкцией и стеной должно быть свободное место, чтобы воздух мог свободно циркулировать. Но такую шпалеру нужно обязательно хорошо закрепить. Корни растения также нельзя располагать вплотную рядом с домом, иначе корни могут разрушать фундамент. Без использования шпалер, растения могут повредить дому сильной влажностью: дерево начнет гнить, штукатурка будет портиться.

Даже обычный старый забор может стать интересным элементом декора если использовать его как основание для «живого» забора. Применять шпалеры можно очень интересно и разнообразно, главное подключить фантазию.

шпалера для огурцов.jpg

Какой выбрать материал?

Выбор материала играет важную роль в эксплуатации держателя, поэтому мы разберем плюсы и минусы основных видов.

Дерево – недорогой натуральный материал, он достаточно популярен, используют его часто. Главный минус – нужна обработка определенными составами, краской и т.д., иначе конструкция долго не прослужит. Прочность сильно зависит от породы дерева.

Металл – самый прочный материал, он выдерживает даже очень тяжелые растения. Из металла изготавливают красивые кованные конструкции, но их стоимость сильно выше других аналогов. Как и дереву, металлу требуется обработка, иначе начнётся коррозия. Вес металлических опор достаточно большой, поэтому их трудно переносить.

Пластик – опоры из этого материала считаются самыми оптимальными по стоимости и функциям. Изделия из ПВХ устойчивы к дождю, не подвержены коррозии, поэтому их используют круглогодично. Сейчас очень популярно использование пластиковых труб. Из-за гибкости пластика шпалерам можно придавать изогнутую форму. Пластиковые конструкции очень мобильны, поскольку имеют небольшой вес, но из-за этого они обладают меньшей устойчивостью, чем деревянные или металлические опоры, поэтому их нужно лучше закреплять.

подпорки для вьющихся растений.jpg

Размер ячеек

Если говорить о самой решетке, то размер ячеек также имеет важное значение. Чем более габаритное растение, тем более маленькими и частыми должны быть ячейки, иначе конструкция может сломаться или деформироваться. Для выращивания легких декоративных растений и вьюнков лучше подойдут более крупные и редкие ячейки. В таком случае ветви растения смогут свободно проходить в «окошки» и заплетаться вокруг них.

Несколько слов о монтаже опор

  • Если шпалера устанавливается как самостоятельный элемент, то лучше усилить основание опоры. Тогда шпалерам не будет страшен ветер и повышенная нагрузка.
  • Для скрепления шпалер можно использовать стальную проволоку, строительные хомуты.
  • Если планируется монтаж конструкции к стене здания, то можно использовать саморезы.
  • Если шпалера без рамки, то нужно помнить, что при растяжении решётки в ширину будет пропорционально уменьшаться ее высота.
  • Опоры металлических и деревянных конструкций необходимо глубоко закопать в землю, можно даже забетонировать.

БОРДЮРЫ ШПАЛЕР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

бордюр / шпалера / Обюссон / Фландрия / развеска / цветочная гирлянда / сюжет / витые колонны / Большое собрание изящных искусств ASG / border / trellis / Aubusson / Flanders / hanging / flower garland / plot / twisted columns / ASG large collection of fine arts

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алина Булгакова

статья посвящена истории возникновения и развития шпалерных бордюров , а также эволюции их функционального назначения. Характеризуется специфика художественного оформления бордюров шпалер из Обюссона и Фландрии XVI – XVIII веков. Рассматриваются наиболее примечательные варианты декорирования шпалерных бордюров из Большого собрания изящных искусств ASG . В статье анализируются два библиографических источника из библиотеки Международного института антиквариата – «Книга о гобеленах» Хелен Черчилль Кэнди (1935 год издания) и «Французские шпалеры конца XV – XX века в собрании Эрмитажа» Нины Юрьевны Бирюковой (1974 года издания).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Алина Булгакова

Искусство шпалер, обюссонов и вердюр в большом собрании изящных искусств ASG
Пейзаж в шпалерном ткачестве
Сюжетная атрибуция шпалер Обюссона и тенирсов XVII-XVIII веков из БСИИ

Из истории производства и бытования шпалер. Шпалеры производства провинциальных мастерских в большом собрании изящных искусств ASG

«Триумф Готфрида Бульонского и сдача Альтамора» – популярный сюжет в шпалерном искусстве XVII века
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article is devoted to the history of the emergence and development of tapestry borders, as well as their functional purpose. The specificity of the decoration of the borders of the tapestries from Aubusson and Flanders of the 16th 18th centuries is characterized. The most notable examples of decorating tapestry borders from the ASG Great Collection of Fine Arts are considered. The article analyzes two bibliographic sources from the library of the International Institute of Antiques «The Book of Tapestries» by Helen Churchill Candy (1935) and «French Tapestries of the Late 15th 20th Centuries in the Hermitage Collection» by Nina Yurievna Biryukova (1974).

Текст научной работы на тему «БОРДЮРЫ ШПАЛЕР»

Алина Булгакова, к.п.н., директор МИА

АННОТАЦИЯ: статья посвящена истории возникновения и развития шпалерных бордюров, а также эволюции их функционального назначения. Характеризуется специфика художественного оформления бордюров шпалер из Обюссона и Фландрии XVI — XVIII веков. Рассматриваются наиболее примечательные варианты декорирования шпалерных бордюров из Большого собрания изящных искусств ASG. В статье анализируются два библиографических источника из библиотеки Международного института антиквариата — «Книга о гобеленах» Хелен Черчилль Кэнди (1935 год издания) и «Французские шпалеры конца XV — XX века в собрании Эрмитажа» Нины Юрьевны Бирюковой (1974 года издания).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бордюр, шпалера, Обюссон, Фландрия, развеска, цветочная гирлянда, сюжет, витые колонны, Большое собрание изящных искусств ASG.

ABSTRACT: the article is devoted to the history of the emergence and development of tapestry borders, as well as their functional purpose. The specificity of the decoration of the borders of the tapestries from Aubusson and Flanders of the 16th — 18th centuries is characterized. The most notable examples of decorating tapestry borders from the ASG Great Collection of Fine Arts are considered. The article analyzes two bibliographic sources from the library of the International Institute of Antiques — «The Book of Tapestries» by Helen Churchill Candy (1935) and «French Tapestries of the Late 15th — 20th Centuries in the Hermitage Collection» by Nina Yurievna Biryukova (1974)..

KEYWORDS: border, trellis, Aubusson, Flanders, hanging, flower garland, plot, twisted columns, ASG large collection of fine arts.

В истории декоративно-прикладного искусства, а именно в области художественного ковроткачества Западной Европы самой малоизученной темой по сей день остаются бордюры шпалер. Сюжетика, изобразительные особенности, технология создания и история шпалерных производств стали уже привычными предметами исследований зарубежных и российских искусствоведов, однако бордюры по-прежнему остаются в тени. Многие не берутся за изучение бордюров, считая их не столь интересной и заслуживающей внимания темой. К бордюрам привыкли относиться как к чему-то второстепенному, простому орнаментальному обрамлению основного изображения. Что касается отечественных исследователей, то они весьма ограничены в самом материале для научных изысканий: в России европейские шпалеры — большая ценность в силу их редкости. Кроме того специальной литературы по шпалерам крайне мало, и темы бордюров она лишь касается.

В ходе исследования нами был выявлен лишь один иностранный литературный источник, где теме шпалерных бордюров посвящена отдельная глава. Это книга Хелен Черчилль Кэнди (1858 —

1949) — американской листки, феминистки, дизайнера интерьеров и географа. Эта уникальная женщина смогла спастись с тонущего «Титаника» (1912 год), а затем отправилась в путешествие по Юго-Восточной Азии.

Фото Хелен Черчилль Кэнди 1901 год Личная коллекция Рэнди Брайана Бигхема

VW ВЕСтшкмэвдунАрддного ШСТУПУ1» жтокачкАт

Первая книга Черчилль Кэнди — «Как женщины могут зарабатывать на жизнь» (1900 год) -вызвала настоящую бурю в американском обществе. В Вашингтоне писательница занималась дизайном интерьеров. Среди её заказчиков были военный министр США Генри Льюис Стимсон и Теодор Рузвельт. Для жены последнего Черчилль Кэнди подобрала пару кресел эпохи Людовика XVI, выступала консультантом при реконструкции Белого дома. В 1906 году вышло в свет её историческое исследование «Декоративные стили и периоды».

Черчилль Кэнди была попечителем Галереи искусства Коркоран, членом Археологического общества и Американской федерации искусств, а также членом совета директоров Национальной ассоциации женщин, ратовавших за избирательные права. Она писала для ведущих американских журналов того времени: «Atlantic Monthly», «The Century», «Forum», «Metropolitan», «Scribner’s».

Всего Хелен Черчилль Кэнди написано восемь книг: четыре о декоративно-прикладном искусстве, две книги о путешествиях, одна учебная и один роман. Сегодня самой популярной её книгой является «Великолепный Анкгор» (1924 год), где речь идёт о путешествии по Японии, Китаю, Индонезии и Камбодже. Однако при жизни Черчилль Кэнди наибольший коммерческий успех имела её «Книга о гобеленах» 1912 года. Эта книга была дважды переиздана еще при жизни автора — в 1935 и 1938 годах.

В библиотеке Международного института антиквариата хранится репринт «Книги о гобеленах» Хелен Черчилль Кэнди 1935 года выпуска.

Хелен Черчилль Кэнди «Книга о гобеленах» 1935 год

Книга включает в себя двадцать четыре главы. Первые семнадцать посвящены истории шпалерного искусства, хронологии его развития, художественным особенностям в разных странах, а также самым знаменитым центрам производства шпалер: Гобелены, Бове, Обюссон, Савоннери, Мортлейк и др. Далее отдельные главы освещают вопросы атрибуции шпалер, марок мануфактур, технологии производства безворсовых ковров и того, что представляют собой шпалеры сегодня. В издании приведены крупные цветные репродукции с изображениями шпалер, а его обложка оформлена в виде рамки, образованной шпалерным бордюром из листьев и красных плодов с цветами. Непосредственно бордюрам посвящена двадцатая глава книги.

Для чего нужны бордюры в шпалере? У шпалерного бордюра есть много общего с картинной рамой, основное назначение которой состоит не только в создании красивого обрамления для изображения, но и в защите полотна от повреждений. Так же и у шпалер, уже у ранних образцов периода Готики были бордюры — монохромные полосы нейтральных оттенков. В качестве характерного примера можно привести 64 шпалеры из серии «Анжерский апокалипсис», каждая из которых обрамлена полосами золотистого бордюра.

Шпалера «Конь белый» из серии «Анжерский апокалипсис» 1373 — 1381 годы Анжерский замок, Анже

Полосы эти, выполненные из более простого материала, с одной стороны, придавали коврам аккуратный законченный вид, а с другой позволяли подвешивать за них шпалеры на металлические крюки, не повреждая основного изображения.

Французская шпалера начала XVI века из музея Клюни (Париж)

В данном случае шпалера подвешена за бордюр на металлическом стержне с окончаниями в виде стилизованных геральдических лилий. Есть еще один способ развески — за бордюр на прибитые к стене деревянные рейки. При этом крепления оказываются скрытыми за обратной стороной шпалер

В Выставочном центре Международного института антиквариата применяется скрытый способ развески за бордюр на деревянных рейках

Хелен Черчилль Кэнди упоминает в своей книге, что в первой четверти XX века шпалеры экспонировались даже под стеклом как станковая живопись [1, с. 202]. А в период Средневековья они путешествовали вместе со своими владельцами, постоянно меняя местонахождение. Во времена рыцарства владение шпалерами было исключительно мужской привилегией. Их снимали с холодных стен замков и возили с собой в походы, иногда используя как палатку для ночёвки под открытым небом. Чаще всего они находились собранными в рулон, перевязанными веревками или подвешенными на острые металлические крюки. Понятно, что при таком отношении, шпалеры быстро изнашивались. В наилучшем состоянии до наших дней дошли шпалеры религиозного содержания, находившиеся неотлучно в монастырях. Впервые бордюры с декоративным оформлением появились на них в XV веке. Они были украшены симметричными, плотно скомпонованными цветочными гирляндами. С тех пор цветы стали самым популярным элементом декора для шпалерных бордюров. Образ цветка «перекачевал» на бордюры из мильфлё-ров (фр. «тысяча цветов») — разновидность шпа-

лер с однотонным фоном, усеянным листьями и цветами. Вероятно, мильфлёры возникли под влиянием религиозного обычая, бытовавшего во Франции, когда маршрут процессии в честь Праздника Тела и Крови Христовых выстилался тканями с прикрепленными к ним живыми цветами. Для фонов мильфлёров выбирали определенный цвет: красный, зеленый, темно-синий, желтый и белый. Цветы (розы, тюльпаны, гвоздики, гладиолусы, лилии, фиалки, ирисы, ландыши и др.), с разной степенью стилизованности, располагались на шпалерах плотно или же, напротив, разреженно. Сегодня мильфлёры, тем более с сохранившимися бордюрами, -большая редкость. Бордюры, за которые их подвешивали, быстро ветшали и их просто срезали. Уцелел бордюр шпалеры из Брюгге с гербом Зальцбург-ского архиепископства, созданной около 1519 года. Здесь в центре бордюра выткан маскарон «Океана» или «Зеленый человек» — гротесковый орнаментальный мотив эпохи Возрождения в виде мужской головы с бородой, напоминающей листья аканта. Его прототипом является голова бога Океана, которого часто изображали в античных мозаиках.

Шпалера (милъфлёра) с гербом Залъцбургского архиепископства

Брюгге, около 1519 года Музей Зальцбурга

Для того чтобы цветы на бордюрах и в основном изображении мильфлёров не сливались в единый пёстрый рисунок, они отделялись друг от друга со всех сторон одной или парой полос в 2 — 3 сантиметра шириной. Обычно для них избирался насыщенный бордовый, синий или золотистый цвет. В последующие века эти полосы продолжали использоваться для разграничения уже сюжетных композиций и бордюров.

Постепенно бордюры становились все шире и шире, и к эпохе Возрождения их ширина и обилие декора достигли своего апогея. В цветочные

Шпалера «Альтамор перед Готфридом Бульон-ским»

Франция, Обюссон, конец XVII века Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 280×225 см

БСИИ ASG, инв. № 05-0776

гирлянды ткачи стали «вплетать» изображения фруктов и ягод. Причем в их изображении не стоит искать какого-то религиозного (сакрального) подтекста. Это дары природы, добытые простым и честным трудом. Зачастую гирлянды эти туго перевязывались серпантином лент, позволяя глазам зрителей с интересом следить за их сплетениями.

Фрагмент с двумя разграничительными полосами на шпалере «Альтамор перед Готфридом Бу-льонским»

БСИИ ASG, инв. № 05-0776

В Большое собрание изящных искусств АБС на сегодняшний день входит коллекция из двадцати восьми европейских шпалер. Хронологически она охватывает XVI — XIX века. Здесь хранятся фламандские и французские шпалеры. Среди них по характерным бордюрам, особенностям построения композиции, передаче деталей и цветовой палитре были выявлены изделия мастерских Обюссона, Бове, Брюсселя и Ауденарде. Однако не у всех шпалер собрания АБС сохранились бордюры. У двенадцати шпалер бордюры были срезаны по причине их обветшания или же в результате желания их владельцев придать коврам меньший размер в соответствии с масштабами тех помещений, в которых они располагались. По этой же причине иногда срезался только один бордюр. В некоторых случаях на место срезанного пришивался «неродной» бордюр, оставшийся от другой шпалеры. Так, например, у брюссельской шпалеры середины XVII века из собрания АБС на сюжет «Пир Клеопатры» нижний бордюр является «неродным», хотя и изготовленным в том же столетии. Он был срезан с какой-то не известной нам шпалеры и затем пришит к нашей (хорошо виден шов встык). В данном конкретном случае бордюр подобран довольно органично: здесь так же присутствует цветочный рисунок и медальон в центре, как,

Шпалера «Пир Клеопатры» Фландрия, Брюссель (?), середина XVII века Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 5 нитей основы на 1 см 310×330 см

БСИИ ASG, инв. № 05-0782

собственно, на боковых и верхнем бордюрах шпалеры. Но рисунок и цветовая палитра его всё же иные. Интересно, что бордюр оказался пришитым

Фрагмент с пришитым нижним бордюром на шпалере «Пир Клеопатры» БСИИ ASG, инв. № 05-0782

Фрагмент пришитого нижнего бордюра с перевёрнутым медальоном на шпалере «Пир Клеопатры»

БСИИ ASG, инв. № 05-0782

Шпалера садовая для вьющихся растений

Шпалеры необходимы для растений, в которых побеги фиксируют в любом порядке. Такие конструкции имеют ряд преимуществ по сравнению с другими видами опор.

Зачем нужны шпалеры для вашего сада

Садовая шпалера равномерно распределяет побеги, что способствует оптимальному освещению солнечными лучами. Благодаря этому обеспечивает синтез листьями органических элементов, что улучшает плодоношение и ускоряет процесс созревания и повышает качество ягод. Улучшается проветривание кустарников, а это уменьшает вероятность распространения грибных болезней. Формируются оптимальные условия для опыления растений, а в зимний период они будут лучше защищены от ветра и мороза. Использование шпалер расширяет возможности по механизации труда садовода.

Сортировать по: цене наименованию

Шпалеры для винограда

Зажим для троса это универсальный металлический крепежный элемент для тросов и канатов различной то..

Популярный

Зажим для троса 8мм

Зажим для троса это универсальный металлический крепежный элемент для тросов и канатов различной то..

Популярный

Замки натяжитель проволоки small Gripple 1.4-2.2мм или троса

Замки-натяжители для троса или проволоки гриппл смол Gripple small для шпалеры представляют собою пр..

Популярный

Замки натяжитель проволоки лардж Gripple

Замки натяжитель длятроса или шпалерной проволоки представляют собою приспособления, используемые дл..

Популярный

Замки натяжитель проволоки медиум Gripple

Замки натяжитель для тросаили шпалерной проволоки представляют собою приспособления, используемые дл..

Натяжитель П-образный для шпалерной проволоки или троса

Натяжитель п-образный для шпалерной проволоки или троса используется для натяжения шпалерной проволо..

50.00 грн. 40.00 грн.

Натяжитель проволоки или троса L=90

Натяжитель проволоки или троса для обоев на виноградник или сад L=90 Конструкция данного инструме..
Популярный

Пластиковая проволока для шпалер диаметр 2,6мм

Пластиковая проволока на шпалеры для винограда, малины, смородины и др. культур выращиваемых на шпал..

2950.00 грн.
Популярный

Пластиковая проволока для шпалеры (агрошпалера полиэстеровая) 1,8мм

Пластиковая проволока на шпалеры для винограда, малины, смородины и др. культур выращиваемых на шпал..

2950.00 грн.
Популярный

Пластиковая проволока для шпалеры (агрошпалера полиэстеровая) 2,2мм

Пластиковая проволока на шпалеры для винограда, малины, смородины и др. культур выращиваемых на шпал..

2950.00 грн.
Популярный

Пластиковая проволока для шпалеры (агрошпалера полиэстеровая) 3мм

Пластиковая проволока на шпалеры для винограда, малины, смородины и др. культур выращиваемых на шпал..

2950.00 грн.
Популярный

Проволока для виноградника высокоуглеродистая 2,0 мм

Проволока высокоуглеродистая 2,0 мм для виноградника – профессиональное решение для обоев винограда.
Популярный

Проволока для виноградника и сада высокоуглеродистая 2,5мм

Проволока высокоуглеродистая 2,5 мм для сада – профессиональное решение для обоев винограда, малины.
Популярный

Стабфикс - крепление к проволоке деревянной рейки

Стабфикс — проволочный фиксатор представляет собою небольшую металлическую скобу для крепления прово..

Шпалеры для винограда — это конструкция для поддержки и формирования лоз виноградного куста.

Преимущества использования шпалеры для винограда состоят из простых достоинств:

  • равномерное распределение побегов по площади;
  • организация солнечного освещения;
  • удобство ухода за виноградом;
  • легкость укрытия виноградника на зиму;
  • создание благоприятных условий проветривания и опыления;
  • возможность механизации работ по уходу и сбору урожая.

Преимущества выращивания винограда на шпалере:

  • Помимо легкого ухода за кустами винограда, шпалерная система оказывает большое влияние на количество и качество урожая:
  • хорошее солнечное освещение усиливает плодоношение и созревание ягод;
  • равномерное распределение роста куста создает благоприятные условия для опыления;
  • увеличение площади проветривания уменьшает риск развития грибных заболеваний;
  • гроздья винограда не соприкасаются с почвой, не загрязняются и не портятся.

Виноградарям известно, как сложен уход за этими прихотливыми растения. Шпалерная система создает все необходимые условия для полноценного роста саженцев и созревания винограда.

Выбор материалов при возведении шпалеры для винограда своими руками:

В решениях по ландшафтному дизайну чаще всего прибегают к деревянной шпалере для винограда. То есть сбивают из деревянной рейки решетку и высаживают дикие сорта винограда, так как они менее прихотливы в уходе.

В случае, когда интересует сама гроздь винограда, деревянная решетка будет не удобна.

Во дворах частных домов южных и центральных регионов Украины для поддержания виноградной лозы сваривают высокие П-образные или Г-образные металлические конструкции — беседки. Виноград, прорастая по такой шпалере, защищает двор от палящего летнего солнца, а осенью — дарит свои плоды. Но по возведению такая конструкция является дорогостоящей и требует основательного бетонирования стоек, сварочного аппарата и много металла. Так же по уходу за виноградом требуется больше времени из-за высоты созревания гроздьев.

Наиболее простой шпалерой при возведении и обслуживании считается шпалера для винограда с сочетанием столбов и натянутой проволокой. По уходу за виноградом — это идеальный вариант, так как все работы проводятся на уровне досягаемости рук, и именно поэтому, агропромышленные предприятия выбрали эту конструкцию, как основу, шпалеры для винограда. Для такой конструкции шпалеры изготавливаются уборочные комбайны.

На нашем сайте представлены все комплектующие для установки и обслуживания шпалеры для винограда своими руками:

  • Проволока — надежная металлическая высокоуглеродистая с повышенным покрытием цинка, удобная пластиковая (полиэстеровая) и дешевая металлическая низкоуглеродистая.
  • Столбы — дубовые, сосновые оцилиндрованные пропитанные, металлические, железобетонные.
  • Якоря или анкер оцинкованный или без покрытия для вкручивания в землю
  • Строп с одной петлей — изготавливается из троса различных конструкций и служит для оттяжки якорного столба к якорю
  • Натяжители — оригинальные и надежные замки-натяжители от компании Гриппл, простой и долговечный тенвит (собственного производства), талрепы.
  • Подвязка для винограда — высокоэластичный кембрик или пвх трубка из Италии, качественный и не дорогой кембрик украинского производства, подвязочные кольца из хлопка, прочные и надежные резиновые бандофиксы.

Слабые стороны шпалеры для винограда и советы по их устранению.

  • Во-первых, сама проволока и есть слабая сторона.

В промышленных планах участков для выращивания винограда, как стандарт, закладывают 120 метров на длину ряда. Следует отметить, что проволоку жестко крепят только к крайним столбам ряда, на промежуточных столбах используют промежуточное крепление, это могут быть: колечки, скрученные из мягкой вязальной проволоки; гайки, приваренные к металлу, или же столбофиксы (столбофикс — фиксатор из пружинной проволоки, прижимает натянутую проволоку к промежуточному столбу) и т.д. Эта необходимость обусловлена в первую очередь подтягиванием проволоки весной и, естественно, намного проще подтянуть проволоку по всему 120-метровому ряду, чем натягивать проволоку между столбами каждые 4 метра.

Любая проволока растягивается. В натянутом состоянии шпалерная проволока растягивается даже под собственным весом. Пик нагрузки на шпалеру приходится в момент созревания гроздьев винограда. Среда в которой проволока должна выполнять свои главные функции считается агресивной из-за частых опрыскиваний, но и для этой среды уже разработан новый улучшенный состав антикоррозийного покрытия.

Нужно отметить огромную разницу в степени растяжения между проволокой и тросом. Из-за этой привлекательной особенности некоторые предпочитают устанавливать вместо проволоки на шпалере для винограда — металлический трос. Идея отличная, если только этот трос не в пвх оплетке. Трос в ПВХ оплетке изначально изготавливался для водной среды. Под воздействием ультрафиолетовых лучей солнца и химических опрыскиваний, оплетка в течении двух-трех лет лопается и трос с некачественным цинковым покрытием быстро ржавеет. Так какой же трос можно использовать при установке шпалеры для винограда? Мы рекомендуем, только трос на металлической основе с цинковым покрытием по классу "С", но наименьший диаметр такого троса 4,1 мм. Стоимость одного метра такого троса не менее чем в 16 раз превышает стоимость одного метра высокоуглеродистой проволоки диаметра 3,0 мм.

Выбор остается за Вами!

На нашем сайте представлены наиболее актуальные виды проволок со степенью растяжения и гарантированным сроком эксплуатации.

  • Во-вторых, крайние столбы являются местом максимальных нагрузок.

Наиболее простым и распространенным методом в свое время было укрепление краевого столба виноградника другим наклонным столбом. В месте соприкосновения этих столбов связывали проволокой или специальными металлическими хомутами. Данный метод имеет свои минусы — финансовом выражении, планах работы по установке, доставки на поле. В конечном итоге, начали изготавливать металлические изделия из листового металла и из арматуры (либо из металлического прута), по виду напоминающие буры — это анкер или якорь для земли. Кстати, между столбом и якорем частенько садят дополнительный куст винограда. На фото ниже видно как это реализовано.

Для песчаных и каменистых местностей изготавливают анкера для виноградной шпалеры с другими особенностями.

Анкер (якорь) для виноградника вкручивают и оставляют в земле. На поверхности остается только металлическое «ушко» или, так называемый, крючок из арматуры. Этот крючок должен быть местом передачи нагрузки через металлический трос с верхнего края столба к нижнему краю, который вкопан в землю.

  • В-третьих, передача нагрузки.

Для передачи нагрузки трос для виноградной шпалеры выбирают исходя из своих финансовых возможностей. Вполне подходящим для виноградной шпалеры будет трос диаметром 3 мм на органической основе, но если имеется финансовая возможность, то мы рекомендуем устанавливать для виноградной шпалеры трос диаметром 4,1 мм на металлической основе.

Многие виноградари и промышленные крупные компании используют проволоку вместо троса. Проматывают проволоку несколько раз от якоря к верхней точке столба. Далее при помощи небольшого металлического прута (трубы, арматуры и т.д.), приблизительно на одинаковом расстоянии от якоря и столба, скручивают проволоку. Таким образом, вся нагрузка ряда от столба переходит на якорь. Очень часто такой вариант проходит пока молодой виноградник. Но когда лоза винограда крупная и на кустах оставляют максимальный урожай, якоря от таких нагрузок начинает подрывать из земли. Как уже было написано выше, технология этой конструкции расчитана, чтоб нагрузка с верхней части столба, при помощи свободного хода троса на якоре, передавалась на нижнюю часть столба.

Использование проволоки — удешевление конструкции. Удешевление, в первую очередь связано, из-за того, что неоцинкованный трос быстро начинает ржаветь в месте соприкосновения с неоцинкованным якорем. Решение этой проблемы — оцинкованный якорь? Да, но не только. В месте соприкосновения троса с якорем можно использовать металлическую оцинкованную трубку, коуш, хомут, плотное накручивание оцинкованной проволоки по крючку якоря. Придерживаться двух главных необходимостей — свободный ход и оцинкованный металл. Любые варианты подойдут, а срок эксплуатации троса увеличится, примерно, в три раза.

  • В-четвертых, парусность шпалеры для винограда.

В данной статье подразумевается, что парусность — свойство любого предмета воспринимать кинетическую энергию воздушного потока (ветра). Продольные ветра не несут особой угрозы шпалере для винограда. Заваливание шпалеры для винограда происходит при поперечных ветрах для конструкции. Обилие листьев винограда припятствует свободному прохождению потоку воздуха. Это происходит в основном на холмистых или степных открытых местностях. На «грабли парусности» наступали и наступают даже самые крупные предприятия Украины по выращиванию винограда. Что можно предпринять? Самое простое и надежное решение — укрепить промежуточные столбы крайних рядов при помощи якорей. Дополнительные якоря вкручивают напротив каждого промежуточного столба. Соединить верхний край столба с крючком якоря даже несколькими витками проволоки будет достаточно. Верхние края второго ряда для встречного ветра, следует также соединить хотя бы проволокой со столбами первого ряда. В последствии, в местах встречного ветра высаживают живой забор из колючих деревьев или кустарников. При проростании забора выше штампа виноградного куста, якоря можно выкрутить и вкрутить для новых насаждений.

Теперь кратко но более подробно об главных комплектующих для виноградной шпалеры, представленные на нашем сайте.

О шпалерной проволоке для виноградника.

Шпалерная проволока для виноградника на нашем сайте представлена — пластиковая, металлическая высокоуглеродистая и металлическая низкоуглеродистая.

Пластиковая проволока — идеальное решение для частного домовладения, небольших приусадебных участков. Шпалерная пластиковая проволока — простая в использовании, удобная в работе, выдерживает отличные нагрузки, не высокая степень растяжения.

Высокоуглеродистая проволока для виноградной шпалеры — профессиональное решение, или решение поставить один раз и надолго. Жесткая проволока, с ней неудобно работать, но все сложности по натягиванию и креплению с лихвой компенсируют минимальная степень растяжения и повышенная толщина антикоррозийного покрытия.

Низкоуглеродистая проволока на нашем сайте представлена больше в ознакомительных целях. Очень мало предприятий осталось, кто использует такую проволоку для новых насаждений. Наша компания может поставить низкоуглеродистую проволоку в бухтах по 100-150 кг

О шпалерных столбах для виноградника

Выбор ложится между железобетонными, деревянными, металлическими профильными и металлическими трубными столбами. У каждого вида свои преимущества и недостатки, с условием того что все столбы изготовлены максимально качественно.

Железобетонные столбы — наиболее долговечны, но самые дорогие по закупочной цене, по перевозке и самые сложные по установке.

Наша компания продает и рекомендует использовать железобетонные столбы для виноградников из предварительно напряженного железобетона. Вес одного столба 80*80*2400 мм — 40кг

Деревянные столбы для виноградника — наиболее экономный вариант, но именно в этом случае — дешево, не значит — плохо.

Оцилиндрованные столбы из сосны с последующей вакуумной пропиткой антисептиком прослужат на винограднике более 20 лет. Шпалера для виноградника с использованием деревянных столбов выглядит более естественно. Самые лёгкие столбы, вес одного столба Ø 80мм*2400мм — 8,5 кг (из расчета 700кг/мз)

Металлические профильные столбы — самые дорогие столбы.

Очень удобные в работе, так как имеют просечки профиля для протягивания проволоки. Вес одного столба из металла толщиной 1,5мм (2400мм длина столба) — около 13 кг.

Шпалерные столбы из металлической трубы — простейшее решение хорошенько поработать. Такая конструкция потребует труда при бетонирования основания, порезку металла, окрашивание и т.д. Но результат долговечный и надежный.

На нашем сайте представлены все комплектующие высокого качества для создания шпалеры для виноградника своими руками.

Желаем приятных покупок!

Мы постарались написать наиболее важные моменты на наш взгляд! Мы будем очень рады, если наши слова Вам чем-то помогли или что-то подсказали!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *